РемонтКвартирНа.Ру
(812) 956 05 64

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера.

Упрощенный пример ДИЗАЙН ПРОЕКТА квартиры

У Вас есть квартира, ее надо отремонтировать. С чего же начать ремонт квартиры? Конечно с дизайн - проекта ! Если Вы обращаетесь в уважающую себя строительную компанию, то она обязательно предложит Вам дизайнера, который с Вами вместе, с начала и до конца ремонта "родит" Вам уютную квартиру, о которой Вы сознательно и подсознательно мечтали, Если же Вы сами хотите во всем разобраться, давайте разбираться в азах дизайнерского искусства. sampling 114 viagra professional review 2 Nosocomial infections: vaccination can be utilised to control the outbreak (if it is a type B outbreak, sampling 114 viagra professional review 2 Nosocomial infections: vaccination can be utilised to control the outbreak (if it is a type B outbreak,

Дизайн интерьера, это одновременно и интересное, увлекательное занятие, предоставляющее уникальную возможность раскрыть в себе творческий потенциал, почувствовать себя творцом, и серьезная, кропотливая работа, требующая не только определенных моральных качеств, но и минимальных знаний, несоблюдение которых несомненно приведет к разочарованию и пустой трате денег.

 Эстетические соображения дизайнеров во многом определяют характер интерьера. Разрабатывая проект, дизайнер прежде всего решает, будет ли интерьер традиционным или модернистским, строгим или непринужденным, сложным или простым, спокойным или динамичным. Ему необходимо также определить, будет интерьер замкнутым или открытым, будет ли он создавать ощущение сдержанности или теплоты. Именно эти аспекты настроения или атмосферы интерьера определяются выбором тех или иных элементов дизайна и его принципов. 

 ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРОВ, проектирование и организация внутреннего пространства помещений, линий, форм, фактуры, мебели, цвета и освещенности, в результате чего возникает особая среда обитания человека, характеризующаяся функциональным удобством, безопасностью, здоровым микроклиматом, комфортом и художественной привлекательностью. Поскольку люди проводят большую часть времени под крышей, хорошо спланированный интерьер играет большую роль в обеспечении их психологического комфорта. Дизайн интерьеров в значительной степени влияет на производительность труда, способствует экономии трудовых затрат, обеспечению здоровья и безопасности людей.

Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного интерьер-дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры помещений работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимая решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов. Интерьер-дизайнеры разрабатывают интерьеры жилых домов и офисов, больничных учреждений и ресторанов, вестибюлей общественных зданий и множества других общественных мест.

История дизайна.

ЭЛЕМЕНТЫ ДИЗАЙНА

Основными элементами дизайна и средствами его реализации являются пространство , форма , линия , фактура , цвет и свет .

Пространство. Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется. Само пространство можно определить как позитивное или негативное. Позитивные пространства образуются массами - предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство - это обычно сам "воздух", окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы - в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому.

Форма и контур. И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами - квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.

Линия. Основные направления линий - горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, - игривость и возбуждение.

Фактура поверхности. Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.

Цвет - важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов - красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный - фиолетовый, синий и желтый - зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на так называемом цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Свет обычно связывается в нашем представлении с количеством черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере интерьера сильнее всего сказываются вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет меняться при добавлении черного или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового круга. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета. Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они образуются смешением черного и белого или двух контрастных цветов в равных долях и различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности. Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание.

Чтобы несколько затушевать эффект такого контраста, оттенки цвета обычно смягчают. Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения. При этом следует помнить, что эти схемы не являются жестким сводом правил, а лишь основными принципами, к тому же не все цветовые комбинации укладываются в четкие схемы.

Цвет интерьера оказывает разное воздействие на тех, кто в нем находится. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем. Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и "утепляется"; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее. С помощью цвета какие-то элементы помещения или его свойства можно либо усилить, либо ослабить. И вновь: теплые, темные насыщенные цвета привлекают внимание, и потому их резонно применять в специально выделяемых элементах интерьера. Привлечь внимание к какой-то части целого можно также за счет использования контраста оттенка, тона или насыщенности.

Психологические свойства цвета хорошо известны. Одни цвета, как красный, оказывают возбуждающий эффект, другие, например, синий, успокаивают и даже угнетают. Желтый обычно считается веселым, зеленый - комфортным, оранжевый - раздражающим. Цветовая психология учитывается в решении интерьеров: в ресторанах нередко используют красный цвет для повышения аппетита посетителей; в отделке самолетов применяют мягкие зеленоватые оттенки для общего успокаивающего эффекта; в больницах - пастельные оттенки, создающие ощущение покоя. Цвет особенно сильно воздействует на детей, и потому в детских садах обычно выстраивают целую систему цветового "кодирования": чистые яркие насыщенные цвета в зонах активности, более легкие, слабонасыщенные оттенки - в зонах отдыха. В то же время известно, что разные люди могут реагировать на цвет по-разному, так что дизайнерам следует по возможности подбирать цветовую гамму сообразно индивидуальным предпочтениям обитателей интерьера.

Свет. В дизайне интерьеров свет играет функциональную и эстетическую роль. Дизайнеры используют одновременно три базовые схемы освещения: общее, рабочее освещение и направленное. Общий свет необходим для перемещения в интерьере и обычных занятий. Из всех трех схем он предполагает минимальный уровень освещенности и самый широкий световой поток. Рабочий свет применяется для особых видов работ, требующих интенсивного светового потока, например, при длительном чтении или тонких ручных операциях. Наконец, направленный свет используют обычно из эстетических соображений для выделения элементов интерьера - камина, статуэтки или картины на стене. Его применяют также в розничной торговле, где необходимо привлечь внимание к какому-то предмету в общей товарной выкладке.

Целостная схема общего, рабочего и направленного света определяет подбор источников света и световое решение интерьера. Источник света может быть как естественным, так и искусственным; но всегда рекомендуется максимально использовать возможности естественного освещения в дневное время. Заводы и офисы нередко даже экономят, используя естественное освещение. Когда по каким-то причинам естественного света не хватает, дизайнеры применяют искусственные источники света, которые подразделяются на лампы накаливания, люминесцентные, газоразрядные и появившиеся в последнее время светодиоды. В быту чаще всего применяют лампы накаливания, дающие теплый, легко регулируемый по интенсивности свет от приборов, приобретение и установка которых относительно дешевы. Традиционные лампы накаливания обеспечивают довольно высокий уровень светового потока на один ватт мощности, хотя более новые галогенные лампы существенно выше по этому показателю. Люминесцентное освещение особенно выгодно, когда нужно обеспечить общий свет на большой площади или когда важно добиться высокого уровня светового потока при низких затратах энергии. Однако люминесцентные светильники не слишком привлекательны из-за своего "холодного" спектра и трубчатой формы ламп. Газоразрядные светильники используются преимущественно для уличного освещения, в промышленных или очень крупных общественных сооружениях. Они весьма экономичны, обеспечивая в десять раз более мощный световой поток на единицу мощности по сравнению с лампами накаливания. Такой тип освещения особенно уместен, когда для освещения больших площадей используют свет, отраженный от высоких потолков.

Характер осветительных приборов во многом предопределен типом самого источника света. Если лампы накаливания встраиваются в разнообразные типы светильников, то люминесцентные источники света предполагают в основном удлиненные или круглые их формы. Выбор электроарматуры зависит также от того, хочет ли дизайнер сделать осветительные приборы элементами художественной композиции помещения или стремится сделать их скрытыми. Световые приборы встраиваются в пол и потолок, их укрывают за решетками или жалюзи, навешивают на стену или потолок или наконец подвешивают к потолку, как люстру. Их делают и переносными, расставляемыми на полу или на приподнятых над полом поверхностях. Размещение светильников во многом определяет общую атмосферу помещения. Свет, исходящий сверху, с уровня потолка, более резок, открыт, тогда как свет на уровне глаз придает интерьерам более мягкий характер. Свет на уровне пола увеличивает безопасность передвижения и добавляет помещению динамизма.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА

Основные категории проектирования - пропорции и масштаб, сбалансированность, ритм, акцентировка, гармония - служат своеобразным "каркасом" дизайна интерьеров.

Пропорции и масштаб. При выборе размеров будущих объектов дизайнеры обычно руководствуются соображениями пропорций и масштаба. Под пропорциями понимается соразмерность частей и целого; пропорции выражаются в виде цифровых соотношений и воспринимаются как правильные или неправильные. Масштаб говорит о соотношении величины одного элемента и величины других, он подразумевает соразмерность человеку отдельных элементов архитектурного сооружения (или его интерьера) и всего целого.

Древние греки, изучая пропорции, установили опытным путем, что определенные отношения частей друг к другу (1:2, 2:3, 3:5, 3:4), например, одного элемента стены к другому, обладают наивысшей привлекательностью. Они также определили, что в отношениях частей и целого нечетные числа приятнее четных. Классические представления о пропорциональности имеют универсальный характер, они применимы к определению числа и размеров картин на поверхности стен или распределению мебели в комнате.

Масштаб является переходным звеном между архитектурными элементами и размером человеческого тела. Чтобы обстановка обитаемого пространства была функциональной и соотносилась с его обитателями, она должна быть масштабной. К примеру, обширное помещение с высоким потолком, колоннами 60 см в диаметре и дверями трехметровой высоты будет восприниматься как крупное. Чтобы сохранить его эстетическую привлекательность, дизайнеру следует выбирать крупные элементы меблировки и отделки.

Сбалансированность. Сбалансированность, или равновесие, обеспечивается правильным расположением элементов внутри помещения. Речь идет о зрительной сбалансированности, в рамках которой взаимодействует чисто визуальная масса отдельных частей. Так, крупный диван красного цвета зрительно кажется массивнее, чем серого цвета. Среди видов сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный. Симметрическое равновесие достигается тогда, когда два элемента равной визуальной массы расположены на одном расстоянии от воображаемого центра интерьера. Такого рода композиции иногда называют зеркальными, они придают интерьеру ощущение стабильности, покоя и официальности. Симметрическое равновесие применяют в классической схеме организации интерьера, чтобы сфокусировать взгляд на его центре или "успокоить" сложное сочетание элементов.

Асимметрическое равновесие достигается в тех случаях, когда два "разновесных" элемента отстоят на неравных расстояниях от воображаемого центра. Визуальная сбалансированность при этом достигается так же, как в механике уравновешиваются рычажные весы. Зрительно более тяжелый элемент размещается ближе к условному центру, чтобы уравновесить более легкий, но находящийся дальше от него. Асимметрическая уравновешенность менее формальна, с ее помощью создается более динамичная атмосфера интерьера. Радиальное равновесие структурно тождественно симметрическому, но оно предполагает круглую форму, а множество элементов установлены на одном расстоянии от центра, подобно стульям вокруг круглого стола. В этом случае возникает такое же ощущение стабильности и официальности, как в ситуации симметрической уравновешенности.

В построении интерьера используются все три вида сбалансированности. Если симметрическая уравновешенность определяет, что взгляд человека останавливается на центральном элементе композиции, то асимметрическое равновесие заставляет его перемещаться, обследуя различные элементы интерьера.

Ритм. Под ритмом интерьера подразумевается создание динамизма путем повторения через определенные интервалы форм, контуров, линий, цвета, фактуры поверхностей и их освещенности. Если интервалы однородны, то такой ритм называется метром. В интерьере именно ритм создает единство целого. Некоторого разнообразия можно достичь, используя смену элементов (скажем, при чередовании черных и белых полос), или прогрессию (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенной закономерности). Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого, однако чрезмерный акцент на нем нежелателен, поскольку это ведет к монотонности интерьера.

Доминанта. Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому дизайнер выбирает какие-то в качестве главенствующих и привлекает к ним взгляд с помощью специальных приемов. В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то дизайнеру приходится создавать их искусственно, и внимание к доминантному элементу формируется посредством симметрической уравновешенности соподчиненных частей, их ритмической организацией или за счет цветового контраста.

Гармония. Под гармонией имеется в виду достижение целостного взаимодействия всех перечисленных выше инструментов и элементов дизайна. Гармонию понимают как единство в многообразии, она достигается, когда масштаб, пропорции, баланс, ритм и соподчиненность деталей вместе создают общий настрой, тему или атмосферу интерьера. Единство обеспечивается за счет повторения элементов или путем обозначения ведущей темы или стиля, а многообразие достигается за счет использования контраста и прогрессии в выборе частей и их сочетании. Важно помнить, что гармония предполагает взаимосвязанность всех элементов интерьера, т. е. гармоническое соотношение интерьера и внешнего пространства, отдельных помещений в отношении целостной системы интерьера и обстановки в отношении каждого помещения в отдельности. Дизайн интерьеров в Санкт-Петербурге.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРЬЕРА

Функциональные основы не менее существенны в проектировании интерьера, чем художественные. Грамотный дизайн интерьеров предполагает использование материалов сообразно их функции и способов ухода за ними, принимая во внимание эффективность, экономичность, экологическую чистоту и их общую безопасность. К тому же, при проектировании интерьеров приходится помнить о потребностях таких пользователей, как пожилые люди, дети и инвалиды.

ВЫБОР ОТДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

При выборе материала для стен, потолков и меблировки дизайнер оценивает их с точки зрения удобства для пользователя и вида деятельности, проходящей в помещении. Разумеется, вопрос стоимости материалов существенно влияет на выбор материалов, однако качества материала и способ ухода за ним также весьма важны. К основным качествам материалов относят их прочность, экологичность, теплозащитные и акустические свойства.

Покрытия полов. Поскольку покрытие пола испытывает наибольшие нагрузки сравнительно с другими элементами отделки, его прочность и легкость ухода за ним имеют решающее значение. Необходимо также учитывать шумность, неизменность формы и, наконец, стоимость. Далее...

Отделка стен. В дизайне интерьеров стены красят, оклеивают обоями, закрывают панелями, иногда цокольную часть стены покрывают камнем, кирпичом или керамическими изразцами. Выбор отделки стен определяется и функциями помещения и легкостью ухода и, наконец, стоимостью. Далее...

 

Меблировка. Мебель составляет основную статью расходов на обустройство интерьера. Она используется для хранения различных предметов, для проведения рабочих операций, отдыха и досуга в обитаемом пространстве. Далее...

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОНОВКА

Рабочие места. В идеале вся среда интерьера должна быть настроена на потребности пользователя, поэтому результирующая эффективность, достигнутая в каком-то помещении, будет оцениваться не только по тому, каковые его собственные качества, но и как они соотносятся с другими. Основой всякого функционального помещения оказывается рабочее место: письменный стол, кухонная мойка, группировка кресел в вестибюле гостиницы и т.п. В каждом случае пространство должно быть наполнено соответствующей мебелью и оборудованием, оптимально расположенными для эффективного использования.

Мебель для рабочего места должна иметь достаточную для пользователя высоту, горизонтальные рабочие поверхности оптимального размера и обеспечивать место для хранения инструментов и материалов для конкретного вида труда. Верно подобранная высота мебели для стоячей работы убережет работника от недомоганий костного, мышечного характера или затруднения кровообращения. Для сидячего труда важно, чтобы ступни покоились на полу и не возникало чрезмерного напряжения под коленями, а спинка стула должна обеспечивать поддержку для спины, не сковывая свободы движений. Для большей части рабочих операций опорные поверхности должны быть на уровне локтя или несколько ниже. Подгонка габаритов мебели для людей разного роста довольно непростая задача. В недавнем прошлом спецификации высоты сидений, столов и прилавков были основаны на антропометрических исследованиях преимущественно молодых нормального сложения мужчин, в результате чего мебель оказывалась слишком высокой и слишком крупной для большинства людей. В последнее время производители мебели, в первую очередь офисной, стали с большим вниманием относиться к вопросам эргономики, создавая оптимальные условия для эффективной и безопасной работы. Появилось немало образцов столов и сидений изменяемой высоты.

Обеспечение оптимальной горизонтальной поверхности имеет принципиальное значение для организации рабочего места. Рабочие поверхности должны создавать удобство в работе и хранении орудий труда. Появление новых технических устройств (компьютеры в офисах или микроволновые печи на кухнях) ведут к тому, что использующий их человек лишается существенной части рабочей поверхности. Это вынуждает дизайнеров искать новые пути создания новых пространств. При этом необходимо помнить, что места для хранения инструментов необходимы на любом рабочем месте, они должны быть расположены в пределах досягаемости и иметь надлежащие размеры. Некоторая дополнительная гибкость обеспечивается применением переставляемых полок, удобных при изменении характера рабочей операции и набора инструментов.

Как правило, в одном интерьере обычно осуществляется несколько видов деятельности, это требует формирования нескольких рабочих мест и оптимизации их совместного размещения в пространстве. Так, в любом ресторане есть и вестибюль и обеденный зал, бар и туалеты, кухня и касса, причем обеденный зал должен быть так соотнесен со всеми вспомогательными помещениями, чтобы обеспечить кратчайшее расстояние до любого из них. Для движения клиентов должны быть устроены удобные маршруты, простейшим образом связанные с входом и выходами. Общественные и жилые здания делятся обычно на общедоступные, служебные и вспомогательные или рабочие зоны. Группируя сходные помещения, т. е. грамотно разделяя пространство, дизайнер обеспечивает более эффективное его функционирование.

Особые требования к дизайну. У пожилых людей, детей и инвалидов есть множество особых потребностей как физического, так и психологического порядка, это требует от дизайнера изобретательности и профессиональных усилий. Дети меньше ростом, они хуже координируют движения, чем взрослые, хуже отдают себе отчет в своих действиях. Им нужна устойчивая мебель, подогнанная под их рост, безопасная среда, где нет острых углов или легко бьющихся предметов. В таких помещениях можно будет легко убирать, а пролитое молоко или разбросанные игрушки не станут причиной для лишнего наказания. Пространство для ребенка должно быть спроектировано так, чтобы способствовать его самообучению, будь то самостоятельное одевание, личная гигиена, наведение порядка или выполнение домашних заданий.

В старости у людей слабеет зрение, слух, ухудшается координация движений, что может сопровождаться ослаблением памяти, снижением быстроты реакции или притуплением эмоций. Важно, чтобы мебель в интерьере для людей этого возраста была крепкой, устойчивой, без острых углов. Необходимы прочные ручки и подставки под ноги, чтобы облегчить людям усаживание в кресло и вставание с него. Пол не должен быть скользким или иметь ступени. Более яркое освещение, поручни и дополнительные ручки, за которые можно удержаться при потере равновесия, укрупненные дверные и шкафные ручки и т.п., - все это помогает сделать пространство более удобным для жизни пожилых людей.

Дизайнерам интерьеров нередко приходится переоборудовать существующую среду для специальных нужд инвалидов. Уже обозначились некоторые минимальные требования к интерьеру, определенные по габаритам стандартной инвалидной коляски и высоте человека в такой коляске. Так, ширина дверного проема должна быть не менее 81 см, ширина коридоров - не менее 1,2 м. Чистая площадь пола, где необходимо поворачивать коляску, должна иметь в диаметре не менее 1,5 м. Электрические розетки должны быть подняты над уровнем пола на высоту 45 см, а выключатели опущены на высоту 91 см от пола. У столов и прилавков высота просвета под столешницей должна быть 73 см, чтобы под ней могли поместиться ручки коляски. В кухнях рабочая поверхность стола для приготовления пищи должна быть не выше 86 см, мойки для посуды должны быть неглубокими, свободная высота под рабочими поверхностями должна быть достаточна, чтобы под них поместились колени, а полки и шкафчики для хранения не должны быть выше 122 см над уровнем пола. В ванных комнатах необходимы предохранительные ручки на стенах и умывальники, не встроенные в шкаф; сиденье унитаза должно быть на уровне 43 см над уровнем пола; кабинка для душа должна позволять въезд в нее на коляске. Кроме того, дизайнер должен использовать твердое или низковорсовое ковровое покрытие и поверхности, удобные для уборки; в общественных интерьерах нужно выделять места для инвалидных колясок в обеденных зонах и гостиных.

Проблемы здоровья и безопасности. Пожары и несчастные случаи в жилых домах и офисных помещениях, равно как болезни и аллергии, вызываемые раздражителями внутри помещений, требуют от дизайнеров внимательного подхода к используемым материалам. Токсичность этих материалов, их воспламеняемость, скорость горения и выделение или дыма не должны превышать допустимых норм.

"Синдром больных зданий" стал расхожей причиной множества аллергий и заболеваний, возникающих в зданиях, где вредные выделения в интерьерах сочетаются с плохой вентиляцией. Токсичные вещества вроде формальдегида (входит в состав многих тканей и мебельных лаков), кетонов и эфиров (лаки, растворители, пластики) и ароматических углеводородов (применяются в клеях, эмалях, герметиках, утеплителях, красках, пластиках, растворителях и лаках) раздражают слизистую оболочку глаз, носоглотки и дыхательных путей. Аллергии на микроорганизмы, присутствующие в пыли, микрогрибки и иные микроформы природного происхождения привели к тому, что в большинстве домов не используются ковры, рыхлые драпировки и мебельные обивки. Тем не менее, аллергические реакции на раздражители различаются столь существенно, что любое решение дизайнера должно быть приспособлено к индивидуальным потребностям заказчика.

Экологические соображения. Миллионы квадратных метров старых ковровых покрытий вывозятся на свалки ежегодно после ремонтов и переделок в офисах и жилых домах. При этом люди избавляются от красок, лаков, растворителей и синтетических отделочных материалов. Нельзя забывать об истреблении тропических лесов вследствие вырубки деревьев ценных пород для нужд мебельного производства, что угрожает экологическому равновесию на планете. Те дизайнеры, кто озаботился этими обстоятельствами серьезно, стараются применять местные породы древесины, используя возобновляемые леса, или пользуются заменителями. Есть возможность пользоваться красками, клеями и лаками на водной основе, которые не оказывают разрушительного воздействия на природу. Многие реставрируют старую мебель или используют ее повторно, появились специализированные фирмы, которые перерабатывают старые ковровые покрытия и пластик, получая из них новые полезные материалы. Дизайн квартир СПб.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Процесс проектирования представляет собой цепь задач, поэтому дизайнер должен уметь точно определить содержание задачи, выявить возможные варианты решения, и наконец воплотить окончательное решение в жизнь. Это означает, что дизайнер должен ясно видеть все аспекты проблем прежде чем попытаться найти решение. Дизайнер интерьеров в своей работе обязан учитывать архитектурную схему пространства, требования нормативных строительных документов (в России - Строительные нормы и правила, СНиП), функциональное назначение помещений и персональные предпочтения и пожелания заказчика.

Проектное задание. Первым шагом является разработка проектного задания - системной организации всей собранной информации. Дизайнеру следует определить основные цели на основании предварительной информации, полученной от заказчика и на при осмотре объекта. Уже в момент формулирования целей происходит сбор дополнительной информации. Характер того, что следует выяснить, в значительной степени зависит от индивидуальной задачи. Так, в случае реставрационных работ нужна информация о полной истории сооружения, его архитектурном стиле, о конструктивных ресурсах и прочности. Если же речь идет об операционной в больнице, то там на первый план выходит информация о медицинском оборудовании, требованиях санитарных регламентов и нормативных документов, специфика врачебной деятельности в такого рода помещениях. Эта информация предоставляется заказчиком, в ходе бесед с пользователями, визуального наблюдения, анализа пространства, письменных источников и статистических данных.

После того, как информация собрана, она анализируется, вычленяются наиболее существенные потребности и проблемы. Потребности излагаются упорядоченным образом и предъявляются заказчику. Типичное проектное задание включает в себя резюме из собранной информации, цели проекта, сметного расчета, расчетного графика исполнения, рекомендаций относительно пространственного решения и добавочных рекомендаций. В этом пункте принципиально важно достижение согласия между заказчиком и дизайнером о бюджете проекта и общей схеме решения.

Разработка проекта и его представление. Разработка окончательного проектного решения требует создания предварительных эскизов и подбора материалов. В ряде случаев в этом непосредственно участвует заказчик. Затем дизайнер выполняет финальный комплект детальных чертежей, включая поэтажные планы, фасады, перспективы и образцы материалов. В связи с достаточно высокой стоимостью детальных чертежей в случае жилых интерьеров удовлетворяются поэтажными планами и образцами материалов. Окончательным является предложение для утверждения заказчиком полного проекта, включая смету на материалы и выполнение работ.

Рабочие чертежи и договоры. После утверждения проекта дизайнер интерьеров выполняет рабочие чертежи, включая конструктивные узлы и спецификации. И то и другое согласовывается с архитекторами, подрядчиками, электриками, сантехниками и монтажниками. Если объем заказа достаточно велик, то дизайнер предлагает пакет рабочих чертежей подрядчикам для тендера, или конкурса на заключение подряда. Когда контракт с подрядчиком заключен, происходит доработка спецификаций, т. е. детальных описаний используемых материалов, технологии работ и их согласованного качества. Для каждой стадии проекта разрабатывается график ведения работ. С каждым подрядчиком заключается договор, являющийся гарантией того, что соглашение между заказчиком и поставщиками или производителями работ имеет юридическую силу.

Закупки, надзор, окончательная оценка. Весьма часто дизайнеру передается полностью задача приобретения материалов и оборудования. Он также ведет авторский надзор над осуществлением работ, сверяя соответствие результата содержанию контракта. В случае очень крупных объектов дизайнер интерьеров предпочитает нанять генерального подрядчика, берущего на себя ответственность за всех субподрядчиков, за приобретение материалов и осуществление авторского надзора. Заключительным этапом работы является расстановка мебели и декоративных предметов. Как правило, за этот этап дизайнер отвечает лично, осуществляя затем осмотр объекта вместе с заказчиком, чтобы убедиться, что окончательный результат соответствует согласованным спецификациям.

Иногда предпринимается повторная оценка объекта спустя некоторое время после того, как заказчик обживется в интерьерах, для выяснения, насколько полно удовлетворены его потребности. Эта позволяет дизайнеру получить дополнительный опыт, а в некоторых случаях и ввести незначительные коррективы.

Дизайн-проекты в Питере.

Последние отзывы: